МБОУ СОШ № 34
город Ижевск
  • Безопасность онлайн покупок

    Автор: МБОУ СОШ № 34
    Скидки и распродажи в самом разгаре! Лонгрид (длинный текст для чтения) о том, как безопасных сделках на маркетплейсах.
    Безопасность онлайн покупок.
    ? Ситуация Динары из Казани:
    «Обожаю скидки и всегда жду черную пятницу. В этот раз, как только начались распродажи, зашла на свой любимый маркетплейс и назаказывала всякой всячины — косметику, подарки родным на Новый год. Решила и себя порадовать — купила классный фен со скидкой. Заказ должен был прийти через три дня.

    Потом получаю уведомление: из-за большого количество заказов доставка задерживается — аж на две недели. Но если новогодние подарки мне не к спеху, то фен был нужен срочно. Мой старый сломался. Зачем указывать нереальные сроки, если понятно, что во время распродажи покупателей будет много?

    В обычных магазинах сейчас тоже скидки, так что решила не ждать и отменить заказ через приложение. Бот написал, что передал вопрос сотруднику службы поддержки. Но у них много обращений, поэтому быстро ответить они не смогут. Я честно ждала три часа, а потом не выдержала.

    Нашла канал маркетплейса в популярном мессенджере, написала им в комментах все, что про них думаю. И через пару минут мне в личку приходит сообщение от службы поддержки: они предлагают отменить заказ, обещают быстро вернуть деньги и еще начислить 10% бонусами в качестве извинения.

    Я обрадовалась — ну хоть какая-то выгода. Мне скинули ссылку на форму возврата. Там нужно было ввести номер карты, имя владельца, срок действия, три цифры с оборота и остаток денег на карте. Якобы все это нужно для идентификации клиента.

    Я вбила все данные, которые были на карте. А чтобы проверить баланс, зашла в свой мобильный банк. И вдруг задумалась: зачем маркетплейсу знать, сколько у меня денег на счете? Поскорее стерла из формы все данные и закрыла сайт от греха подальше. Нет уж, решила, дождусь, пока мне в приложении маркетплейса ответят, как обычно.

    Скоро в чате приложения мне действительно написали, что заказ отменили, деньги вернут на карту. Никаких дополнительных данных не спросили.

    Но что это было вообще? Кто со мной связался в мессенджере? И могут ли у меня теперь украсть деньги с карты, если я что-то вводила на непонятном сайте, но потом стерла?»

    ? Ответ эксперта финансовой культуры:
    «Преступники всегда активизируются во время «черных пятниц» и других распродаж, потому что люди в спешке и азарте часто теряют бдительность и порой попадаются даже в примитивные ловушки.

    Чаще всего мошенники просто создают поддельные сайты магазинов и маркетплейсов. Покупатели вводят там данные своих карт, и преступники их обчищают.

    В случае с Динарой обманщики решили действовать хитрее — сыграть на том, что во время ажиотажа продавцы часто не справляются с валом заказов. Недовольные покупатели заходят в соцсети, мессенджеры магазинов и маркетплейсов и жалуются на задержки заказов в комментариях к постам. Там их и находят аферисты.

    Клиентам кажется естественной ситуация, когда техподдержка продавца спешит на помощь. Но в мессенджере крайне сложно проверить, кто именно обращается к вам от имени техподдержки. Мошенники просто ставят логотип магазина себе на аватар, чтобы вызвать доверие у покупателя.

    Дальше они действуют по классической схеме — присылают ссылку на фишинговую страницу и просят ввести полные реквизиты карты, в том числе срок действия и три цифра с ее оборота. Зная эти данные, преступники могут списать деньги со счета.

    У Динары аферисты хотели выяснить еще и остаток на карте. Видимо, они хотели обнулить ее счет за одну операцию. И в то же время опасались, что, если попробуют списать слишком большую сумму, платеж не пройдет. А клиент получит уведомление о несанкционированной операции и успеет заблокировать карту.

    Хотя девушка не закончила оформление возврата, а данные карты стерла, есть вероятность, что преступники успели их зафиксировать. Поэтому риск, что у нее украдут деньги, исключить нельзя. Динаре лучше срочно заблокировать карту и перевыпустить ее.»

    ⁉ Как не потерять деньги во время онлайн-шопинга?

    ?Оформлять и отменять заказы можно только через официальный сайт либо приложение интернет-магазина или маркетплейса. Если продавец предлагает перейти в сторонний мессенджер, это повод насторожиться.

    ?Не открывайте ссылки от неизвестных отправителей. Всегда проверяйте адрес сайта, где нужно вводить данные карты. Даже если просто переходите из маркетплейса на страницу банка.

    ?Делайте заказы только на ресурсах с безопасным соединением. Их адрес начинается с https://, а рядом стоит значок закрытого замка.

    ?Для онлайн-шопинга лучше завести отдельную карту и переводить на нее деньги непосредственно перед оплатой покупок.

    ‼Если вы все же попались на уловки обманщиков — подайте заявление о мошенничестве в полицию. Также cвяжитесь с настоящей техподдержкой маркетплейса по контактам с его официального сайта, расскажите о ситуации. Магазин не отвечает за действия злоумышленников и не вернет вам похищенные деньги, но может предупредить других покупателей об опасности.

    ‼Как не угодить в лапы мошенников во время онлайн-шопинга, читайте в статье «Безопасные покупки в интернете» на сайте финансовой культуры 

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie